На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

7дней.ru

105 395 подписчиков

Свежие комментарии

Алла Ларионова простила измену любимого, только когда их дочери исполнился 21 год

«Аллочка была красавица, всегда в центре внимания, в нее многие влюблялись. Она и сама могла...

1956 г. из личного архива Светланы Павловой

«Аллочка была красавица, всегда в центре внимания, в нее многие влюблялись. Она и сама могла пококетничать — просто для блеска глаз, как говорила ее подруга Мордюкова. Помню, как за ними с Нонной начали ухаживать космонавты», — рассказывает друг актрисы экономист Вадим Марков.

Ближайшей подругой Аллы, еще со ВГИКа, была Нонна Мордюкова. Ларионова звала подругу Ноябринкой, а та ее — Аль­бинкой. При этом со стороны они смотрелись словно существа из разных миров. Аллочка словно сошла с картинки западного журнала — платье от известной портнихи по последней моде, паричок, макияж, каблучки. А Нонна на нарядах не зацикливалась. На ней и дорогая дубленка смотрелась как тулуп. Алла даже порой ее отчитывала: «Сколько тебе говорить, что нельзя так одеваться!» — «Да мне до фонаря!»

Когда Мордюкова была замужем за Тихоновым, они частенько собирались вчетвером в квартире Ларионовой и Рыбникова рядом с метро «Аэропорт». Случалось, что чуть ли не сутки напролет резались в покер. Мне ее дочь Алена Рыбникова рассказывала: «Вечером ложусь спать — играют, утром просыпаюсь — играют». Потом Мордюкова развелась с Тихоновым — после того как у него случился бурный роман с латвийской актрисой Дзидрой Ритенбергой (она впоследствии стала женой Евгения Урбанского). И Нонна этого не простила. Говорила нашей общей знакомой: «Знаешь, я тогда с ним даже в одной комнате находиться не могла, по вечерам стояла в коридоре нашей коммуналки, а мимо меня соседи ходили. 

И вот я ждала, когда он уснет. Увижу, что он погасил свет, и только после этого пробираюсь на цыпочках к кровати и тихонечко ложусь». Когда же они с Тихоновым окончательно расстались, Нонна, как всегда после очередной любовной драмы, на несколько дней поселилась дома у Аллы и Коли — когда ей было плохо, она физически не могла оставаться одна. Почему-то Мордюкова предпочитала спать на полу, домашних тапочек не признавала. Мама Аллы, Валентина Алексеевна, возмущалась: «У нас что, общежитие? И почему она ходит босая?» Аллочка заступалась за подругу: «Мамочка, тише, ну что делать, если ей так нравится».

Николай Рыбников с Инной Макаровой в фильме «Высота». 1957 г. LEGION-MEDIA

Когда-то и для самой Аллы стало ударом расставание с мужчиной. История известная: она ждала ребенка от Ивана Переверзева, он ушел к другой, и тогда-то рядом с Аллой и появился Коля Рыбников, влюбленный в нее еще со ВГИКа. 2 января 1957 года их расписали, а в феврале уже родилась Алена. И эту девочку Коля полюбил как родную дочь. Он мне как-то рассказывал: «Аленка, когда маленькая была, орала день и ночь. И мы с Лапусей уже совсем выбились из сил. И вот что придумали: возьмем простыню с двух концов и подбрасываем в ней дочку, только так она и успокаивалась». Для Рыбникова это были счастливейшие дни — наконец-то у них с Лапусей, как он называл свою Аллу, семья, ребенок.

Ну а я познакомился с Аллой и Ко­лей Рыбниковым в начале 60-х годов в общей компании, мы стали общаться. Можно сказать, их дочери Алена и Ариша выросли на моих глазах (с Аленой мы и сейчас дружим). Поэтому всю эту историю знаю со слов Аллы. Она рассказывала об этом легко, как о чем-то далеком, что давным-давно осталось в прошлом. Казалось, у нее нет ни обид, ни сожалений, мол, случилось так, как случилось. Имя Переверзева (Алла называла его исключительно Ванькой) даже не было в их с Колей доме под запретом, просто самой темы такой не существовало. Переверзев тоже не проявлялся, ни с Аллой, ни с Аленой встреч не искал, хотя, конечно, знал, что Алена его дочь. Но все же была потом одна история, о которой мало кто знает… Я и сам услышал ее от Алевтины Добрыш, последней любви Сергея Довлатова, уже после того как Аллы не стало.

Об этой истории Ларионова молчала много лет. Оказывается, когда в 1978 году Иван Федорович Переверзев попал в больницу, он через кого-то передал Алле, что просит ее приехать. И она поехала. Может, ей хотелось, чтобы Переверзев стал расспрашивать про дочь, которой к тому времени уже исполнился 21 год? Может, что-то хотел передать Алене на память? Как бы то ни было, Алла нашла Переверзева уже совсем в плохом состоянии, он едва смог поздороваться. Какие уж тут воспоминания-раскаяния. Алла присела к нему на краешек кровати, помолчала с ним минут 20, потом попрощалась и ушла. А через несколько дней Переверзева не стало. Получается, звал попрощаться...

Ларионова в фильме «Отцы и дети». 1958 г.

В какой-то момент Алла с Колей решили, что Алена все-таки должна узнать, кто ее родной отец. Это было, когда она пришла на телевидение работать. Алена не поступила во ВГИК: Алла сама привела ее на прослушивание, представила комиссии, но просить за дочь не стала. А Алена, читая басню, сбилась, смутилась и вообще замолчала. Вот ее и не взяли. С работой Алене помогла ближайшая подруга Аллочки Света Павлова. Познакомились они на Казантипе, на съемках короткометражки «Длинный день Кольки Павлюкова», Света работала директором картины. Знаю, как только Рыбников был утвержден в этот фильм на главную роль, сразу попросил: «Можно моей партнершей будет Алла? Отлично! Дочек наших с собой возьмем, пусть в море поплескаются!» И вот приехала Алла с девчонками, и они со Светой так подружились, что в Москву возвращались не разлей вода. И уже никогда не расставались­.

Света в «Останкино» всех знала, вот и предложила устроить Алену монтажером на телевидение. Убеждала ее: «Монтажер — самая лучшая профессия. Когда съемки фильма заканчиваются, монтажер становится для режиссера самым главным человеком в команде — они чуть ли не в обнимку сидят перед монитором, смотрят, обсуждают, прокручивают кадры, ходят вместе и курить, и завтракать, и обедать, в общем, становятся неразлучной парой». На телевидении Алена действительно себя нашла, ей там понравилось. Одно только тревожило родителей: телевизионщики — народ осведомленный, а вдруг кто-то что-то сболтнет про Переверзева? Такие вещи лучше узнавать от своих. И вот Алла с Колей попросили Свету с Аленой поговорить. Она выслушала ее спокойно и сказала: «Теть Свет, это ничего не меняет, и папа у меня один».

Тем временем жизнь Аллы и Коли шла своим чередом. Как-то они в компании с Нонной, ее сестрой Наташей и Светой отправились отдыхать в Пицунду. Потом мне рассказывали об этой поездке. Вечером садились в скверике и травили байки с анекдотами. Нонка обожала рассказывать, как получила Сталинскую премию, набила полный чемодан обновками, все деньги на них грохнула — и в деревню, одаривать маму с сестрами. Эту сцену она изображала в лицах, да так, что все хохотали как сумасшедшие. И вот в один момент веселые посиделки прекратились. Коля Нонне на пляже не взял лежак, она вспылила и объявила ему бойкот, а заодно и Алле. «Я-то тут при чем? — расстраивалась Ларионова. — Свет, ну хоть ты ей скажи! Да Коля и мне никогда лежак не берет!» Просто Рыбников по натуре был домоседом и в людных местах чувствовал себя неуютно. 

«Сто лет Ларионовой никто не нужен был, кроме Коли! Он это знал, но все равно ревновал свою Лапусю, и порой они ругались так, что дым коромыслом стоял. Но она не понимала, из-за чего Коля вообще волнуется. Ну задержалась, и что?» В фильме «Анна на шее». 1954 г. Fotodom.ru

К тому же на отдыхе Алла со Светой громким смехом, постоянным весельем привлекали к себе внимание, чего Коля терпеть не мог, и предпочитал держаться от них подальше. Он вроде и с ними, и в то же время сам по себе. На пляже поставит лежак в сторонке, наденет солнечные очки и ут­кнется в газету. Но Нонна никаких объяснений слышать не желала! До этого-то в столовой за их столиком всегда были веселье и хохот, а тут — тишина. Света потом рассказывала: «Я-то вроде ни с кем не ссорилась, а тоже предпочитала помалкивать, не хотелось лишний раз обострять обстановку. К счастью, Нонна всегда после обеда минут двадцать нарезала круги — широкий шаг, руки согнуты в локтях. «Чтоб не поправиться, — говорила она, — а то много едим». И вот в период «холодной войны» это было единственное время, когда все расслаб­лялись и могли свободно поболтать-посмеяться — пока Нонна своей фигурой занималась». В конце концов Мордюкова сменила гнев на милость и все помирились. И, когда вернулись в Москву, снова стали собираться компанией у Аллы и Коли.

Рыбников, кстати, очень хорошо готовил. Лепил для гостей пельмени, готовил мясо, угощал соленьями — грибами, капустой, огурцами, даже засоленными арбузами. Иногда я мог без предупреждения, экспромтом нагрянуть к ним, а у Коли все было наготове: «Я как раз кастрюлю борща наварил, садись за стол». На день рождения Аллы он всегда запекал 7-килограммовую индейку. Гостей принимать Рыбников любил и умел, а вот сам в гости ходил неохотно. Чаще всего Алла без него куда-то отправлялась. Что порождало всякие недоразумения. Ведь Аллочка была красавица, всегда в центре внимания, в нее многие влюблялись. Она и сама могла пококетничать — просто для блеска глаз, как говорила Мордюкова. Помню, за ними с Нонной ухаживали какие-то космонавты, и они очень веселились, куда-то с ними ездили. Но все это так, совершенно несерьезно. Сто лет Ларионовой никто не нужен был, кроме Коли! Он это знал, но все равно ревновал свою Лапусю, и порой они ругались так, что дым коромыслом стоял. 

«Зять» в доме быстро освоился, Аллу стал звать мамой. Ее передергивало, но она терпела ради дочери. Но когда этот парень уже и Рыбникова, которого видел только на портрете, назвал отцом, ее терпение лопнуло» С Виктором Бубновым в фильме «Анна на шее». 1954 г. Киностудия им. М.Горького/ТАСС

Бывало, звонит Свете: «Лапуся у тебя? Нет? А где же она?» А что Света ему могла ответить? Конечно, она знала, где ее подруга. И понимала, что, пока она домой не вернется, Коля будет с ума сходить. Ну, покрывала ее, конечно, как могла. А ругаться с Аллой было бесполезно — она не понимала, из-за чего Коля вообще волнуется. Ну задержалась, и что? Но Света Коле сочувствовала и однажды говорит ему: «Давай Аллу проучим. Я договорюсь с нашей гримершей Нелькой, она тебя приютит на несколько дней, хозяйка она хорошая, будет вкусно кормить». И отправила Рыбникова к Нельке. Утром Алла звонит подруге: «Слушай, Коля дома не ночевал, никогда такого не было». Света изображает удивление: «Да?» А вечером снова звонок: «Ну ты, подруга, хороша, — смеется Алла. — Коля тебя сдал! Он дома. Примчался, говорит: «Лапуся, Лапуся!» Вы правда, что ли, надеялись, что он выдержит без меня несколько дней?» Света ответила: «А вот жаль, что не выдержал. Хоть почувствовала бы, каково ему, когда он не знает, где ты!»

В 50—60-е годы Алла много снималась и объехала со своими фильмами разные страны. Помню, рассказывала мне, вернувшись из Бразилии с кинофестиваля: «У меня весь номер был завален розами, ваз не хватало. Из отеля спокойно выйти не могла!» Сама Анна Маньяни, итальянская кинозвезда, как-то раз подошла к Аллочке, чтобы познакомиться. А в 70-е ее уже редко приглашали сниматься, но нужно было как-то зарабатывать, и она стала гастролировать по Союзу с программой «Товарищ кино». Однажды свой день рождения — 19 февраля — отмечала у полярного круга в Надыме. Они тогда вместе с Тамарой Семиной приехали выступать перед газовиками. А те, как оказалось, знали про день рождения Ларионовой и подготовились — преподнесли ей надымские тюльпаны, как умудрились раздобыть их посреди зимы — загадка. «Я чуть не упала, — рассказывала Алла, — когда мне на сцену вынесли эти цветы необыкновенной красоты. А еще кто-то из зрителей протянул сверток, а в нем — огромная копченая рыба!»

«Со стороны они смотрелись словно существа из разных миров. У Аллочки — платье от известной портнихи по последней моде, паричок, макияж, каблучки. А Нонна на нарядах не зацикливалась. На ней и дорогая дубленка смотрелась как тулуп» С Николаем Еременко-мл., Нонной Мордюковой в фильме «Семья Ивановых». 1975 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

Где Алла только не выступала! Нап­ример, на школьной сцене. В школе обе ее дочки (вторая — Ариша, их с Рыбниковым общая) учились слабовато, и Алла с Колей, звезды всесоюзного масштаба, для учителей концерты устраивали: Рыбников пел, а Ларионова читала монологи. В итоге их дочери аттестаты во всяком случае получили. Алена со временем сделала хорошую карьеру на телевидении — стала старшим монтажером, вышла замуж и жила отдельно. А вот у Ариши все складывалось сложнее. Она вроде бы образование получила, окончила полиграфический институт, но хорошую работу найти так и не смогла. Начала злоупотреблять спиртным, завела себе какого-то сомнительного парня из Белоруссии, связалась с нехорошей компанией, они постоянно устраивали пьянки-гулянки до утра, не давали Аллочке спать. Коли тогда уже не было, и Аллочка ужасно по нему тосковала…

«Зять» в доме быстро освоился, Ал­лу стал звать мамой. Ее передергивало, но она терпела ради дочери. Но когда этот парень уже и Рыбникова, которого видел только на портрете, назвал отцом, ее терпение лопнуло. Алла всегда больше переживала за мужа, чем за себя, и когда ему долго звания не давали, и когда работы у обоих не стало: «Я-то ладно, а вот за Колю обидно…» Света предложила: «Алл, не будет тебе покоя, вам с Аришей нужно разъехаться». Когда-то они с Колей купили в Марьиной Роще на одном этаже двушку и трешку и объединили их в одну большую пятикомнатную квартиру. 

Я помню, как они там все обустраивали, даже камин сделали, это была их мечта. В какой-то момент даже поссорились из-за дизайна, и Коля собрал чемоданы: «Ухожу жить в гостиницу!» Алла ничуть не испугалась, сказала: «Как же! Через два часа позвонит». Ну и конечно, Коля вскоре вернулся со своими чемоданами: «Лапуся!» Они не могли друг без друга и, несмотря на какие-то недоразумения, были очень счастливы. Теперь же, когда Коли не стало, за Аллу некому было вступиться, и по их с Рыбниковым дому бродили чужие люди. К счастью, удалось разменять эту квартиру и разъехаться. Так Алла поселилась в том же доме, что и Света, — в Банном переулке, в двушке. И теперь именно на этом здании — мемориальная доска Аллы Ла­рионовой. Я перед ней всегда останавливаюсь, когда бываю у Светы — словно с Аллочкой встречаюсь.

«Когда в 1978 году Иван Переверзев попал в больницу, он через кого-то передал Алле, что просит ее приехать. Алла присела к нему на краешек кровати, помолчала с ним минут 20, потом попрощалась и ушла. А через несколько дней Переверзева не стало. Получается, звал попрощаться...» «Анна на шее». 1954 г. Киностудия им.Горького/ТАСС

В последние годы Ларионова поч­ти совсем не снималась. На что жить? Выручил Шалевич, пригласил Ал­лу в свою антрепризу «Коварство, день­ги и любовь» по Зощенко на замену Целиковской, которая неважно себя чувствовала и не могла ездить на гастроли. Ларионова, которой эта работа была просто до зарезу нужна, согласилась не сразу, сначала съездила к Целиковской, и та ее благословила. Так Алла на закате своих лет снова стала много гастролировать.

Как-то в Мюнхене, отыграв последний спектакль, Ларионова с Вя­чеславом Шалевичем и Марианной Вертинской отправились погулять по городу. И решили посетить знаменитую пивную Хофбройхаус, куда любили заглядывать и Моцарт, и Елизавета Баварская, и Ленин с Крупской, и еще много знаменитостей. Алла рассказывала, что им подали отличное пиво, они устроились за большим столом со столешницей, изрезанной надписями: здесь был такой-то… Нашим артистам тоже захотелось оставить о себе память. «Я достала из сумочки маникюрный набор, — рассказывала Алла, — и пилочкой написала несколько слов. Так что там, на первом столике у входа теперь есть и мой автограф!»

«Алла с Колей попросили свою подругу Свету раскрыть Алене тайну ее рождения. Она выслушала ее спокойно и сказала: «Теть Свет, это ничего не меняет, и папа у меня один» Николай Рыбников со Светланой Карпинской в фильме «Девушка без адреса». 1957 г. Мосфильм-Инфо

Они дважды были в Америке, там артистам устраивали встречу с русской диаспорой, где Алла познакомилась и подружилась с Алей Дробыш, и останавливалась у нее, а не в гостинице. Они даже потом переписывались. И вот ей-то Алла и рассказала о той, последней встрече с Переверзевым в больнице. До этого никому не говорила! Держала в большом секрете. Не знаю уж, может, не хотела, чтобы Коля узнал. А может, эта рана где-то глубоко в ней все-таки оставалась, так до конца и не затянулась… Еще знаю, что кто-то из внуков Переверзева однажды пригласил Алену на дедушкин юбилей. Но она отказалась и вообще ни с кем из них так и не виделась.

Статьи по теме:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх